Настольные часы
Германия, 1566 г.
Бронза, сталь; литье, резьба.
В собрании Музеев Московского Кремля хранятся часы с изображением божеств планет, заслуживающие особого внимания, поскольку они представляют собой наиболее раннюю форму настольных часов — медный цилиндр.
Они были выполнены немецким мастером в 1566 г. Такие изделия в Германии сейчас называют Dosenuhr — «часы в виде консервной банки».
Циферблат в часах такой конструкции располагается сверху. Как у наиболее ранних часов, здесь только одна стрелка — часовая (сохранилась частично). На циферблате два указателя часов — внешнее кольцо, неподвижное, с арабскими числами от 1 до 24, и внутреннее, подвижное, с римскими цифрами (дважды по двенадцать, то есть двенадцать ночных и столько же дневных часов).
Примечательная деталь: на часах есть особый указатель в виде объемных шариков, напаянных ближе к выпуклому бортику, в строгом соответствии с арабским цифрами. Это не что иное, как возможность определить время на ощупь, например, ночью, без источника освещения.
Декор на корпусе заслуживает особого внимания. На стенках цилиндра помещены резные изображения, олицетворяющие семь дней недели и семь планет. Любопытно, что указателей дней недели на циферблате нет, но это как бы компенсируют гравированные фигуры, правда, только символически, поскольку они не могут показывать движение времени, но лишь служат изображением определенных его отрезков. Фигуры следуют друг за другом, если считать от щитка, нарушая ход недели: Луна (понедельник), Меркурий (среда), Венера (пятница), Солнце (воскресенье), Марс (вторник), Юпитер (четверг) и Сатурн (суббота).
Автором гравюр является уроженец Нюрнберга, известный немецкий художник Ганс (Ханс) Зебальд Бехам — ученик Альбрехта Дюрера и яркий представитель Северного Возрождения. На подобных часах, хранящихся в музеях Лондона и Штутгарта, божества планет представлены по наиболее известному циклу гравюр "Семь планет" 1539 г. и воспроизведены с большой точностью.
На корпусе часов из собрания Музеев Московского Кремля не все фигуры определяются по этой серии. Вероятно, у мастера, декорировавшего корпус, имелось несколько образцов, возможно, даже разрозненных листов разных циклов, из которых он выбирал то, что казалось ему наиболее подходящим.