Настольные часы
Ульм, начало XVIII в.; фигуры на корпусе – Аугсбург, 1708-1710 гг.
Мастера Иоганн Беер Старший (механизм), Михаэль Хеккель (фигуры на корпусе).
Серебро, сталь, медные сплавы, стекло, мастика (?); литье, чеканка, резьба, токарные работы, золочение.
В XVII—XVIII вв. получили распространение часы, представляющие своеобразную скульптурную композицию. Их корпус — круглый, наподобие небесной сферы, либо в виде многогранника — водружен на плечи Атласа (или Атланта) — титана, которого, согласно античному мифу, однажды заменил Геракл, взявший на свои плечи его бремя.
Стрелки часов заслуживают особого внимания: часовая выполнена в форме черепахи, в соответствии с представлением о «медленном» ходе времени, а минутная — в виде змейки, движущейся в шестьдесят раз быстрее своей соседки.
Над восьмигранным корпусов часов возвышается полуфигура Крона, олицетворяющего время. В отличие от напряженной фигуры Атласа этот персонаж представлен в динамичном повороте, с распахнутыми крыльями за спиной и развевающимися волосами.
Титан Атлас, водруженный на деревянный, покрытый черным лаком цоколь, скован неимоверным усилием удержать на своих плечах непосильную ношу — само время, тяжкое и беспощадное. В XVI—XVII вв. композиции на тему тяжести бремени — небесной сферы или времени, несомые различными персонажами, возникали в разных видах искусства. Это вполне соответствует общему для маньеризма и барокко осмыслению бренности мира и недолговечности жизни с уподоблением их тяжкому грузу земной суеты.
В собрании Музеев Московского Кремля тоже есть часы, трактованные как скульптурная группа с посеребренной фигурой склоненного под тяжестью груза титана Атласа в качестве основания.