карманные часы
Принадлежали императору Петру I.
Англия, начало XVIII в.
Мастер Луи Прево.
Серебро, сталь, стекло; литье, резьба, золочение.
В собрании Музеев Московского Кремля хранится памятник, имеющий важное историческое значение – карманные часы в серебряном корпусе, принадлежавшие императору Петру I.
При Петре I в России сложились предпосылки для становления и развития отечественной науки, была учреждена Академия наук и другие образовательные институты, инициировались важные реформы в области науки и образования. Наряду с классическими дисциплинами в научной сфере особое значение приобретает наука Астрономия, что отразилось и в памятниках культуры того времени. В первой четверти XVIII в. в России было выпущено несколько изданий, представляющих устройство Земли и неба, получили распространение гравюры с земным и небесным глобусами.
Петр Великий питал большой интерес к популярным в Европе эмблемам и аллегориям. Так, в 1705 году в Амстердамы по его указу была издана знаменитая книга "Символы и эмблемата" с сотнями символов и персонификаций с текстами, рекомендованную к использованию по всей России, в том числе для украшения важных государственных празднеств, в декоре разнообразных изделий. Примечательно, что в этом издании даны изображения часов ­­‑ песочных, солнечных, а также механических — настенных и карманных, а также сопровождающие их надписи с истолкованиями изделий.
Декоративное решение часов включает как символы (знаки планет, обозначающие дни недели), так и аллегорические фигуры. С помощью часов возможным было отследить не только время, но и фазы Луны, знаки зодиака, а также месяцы в годовом круге: на каждые три сегмента приходится один сезон, обозначенный олицетворением того или иного времени года.
Помимо интереснейшего набора указателей на часах Петра I присутствуют времена года в виде трёх мужских и одной женской фигуры, с хорошо узнаваемыми атрибутами в руках. Фигуры выполнены в соответствии с многовековыми традициями аллегорического представления сезонов, которые прослеживаются еще с античности. В XVI—XVII вв. подобные олицетворения часто встречаются в гравированных и живописных композициях, в декоре утилитарных предметов, например, часов, предметов мебели. Диск с выгравированными образами был скрыт под циферблатом и каждая из четырех персонификаций открывались взору императора в зависимости от текущего времени года.