КАРМАННЫЕ ЧАСЫ, Турция, XVII В.
Турция; механизм – Швейцария (?), середина XVII в.
Золото, серебро, сталь, драгоценные камни; литье, эмаль, чеканка, чернь, резьба.
Часы в виде слона, часы-автомат с фигурой восточного всадника отразили общеевропейское увлечение экзотикой, свойственное XVI-XVIII столетиям. Оно выразилось в коллекционировании редкостей, привезенных из дальних стран, а также в использовании экзотических мотивов и образов в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Особую популярность в то время получил цикл "Четыре части света"; мастера старались воспроизвести и характерный типаж, и особенности одежды персонажей из дальних стран.
Западные произведения, в свою очередь, также получили распространение и популярность в странах Востока, например, европейские часы. До нашего времени дошли турецкие и китайские часы, сделанные в подражание западным. Иногда восточные ювелиры создавали ярко украшенные корпуса для европейских механизмов. В XVII в. это явление распространилось в Османской империи.
В Музеях Московского Кремля хранятся карманные часы, представляющие собой синтез западной и восточных культур — их европейский механизм, скорее всего, помещен в корпус, выполненный турецкими мастерами.
Контрастное впечатление производит декор золоченой циферблатной доски. На ней размещены указатели: часы с римскими цифрами, календарь — с арабскими, месяцы обозначены латиницей, месяцы приведены на немецком языке, а также фазы Луны на диске, дополнительно украшенном черневыми звездочками. Указатели, оставленные без позолоты, ярко выделяются на общем золоченом фоне. Примечательно, что в этих часах стрелки остаются неподвижными, а движутся круги со шкалами часов и дней. Роль часовой стрелки выполняет рельефная стрела в руках амура, натягивающего лук, а на дни месяца календаре указывает меч в руках женской фигуры — аллегории Правосудия.
Фон циферблатной доски покрыт невысоким рельефом — образами аллегорического цикла «Четыре части света». Четыре полуобнаженные мужские и женские фигуры представлены в пейзаже в сопровождении животных, среди которых можно различить птиц (Европа) и слона, также, вероятно, верблюда (Азия), льва (Африка) и крокодила с броненосцем (Америка). Атрибуты фигур вторят стилистическому решению схожих образов в графических и живописных циклах XVI—XVII вв.
Принимая во внимание особое отношение к изображению живых существ в искусстве мусульманских стран, можно предположить, что для композиции на циферблатной доске могли быть сделаны те же исключения, что и для образов, например, в персидской миниатюре, куда были включены и люди, и животные. Примечательно, что полуобнаженными представлены плохо различимые персонификации на слабо разработанном фоне, в то время как главные персонажи изображены в одежде, даже Амур, в европейской традиции всегда предстающий обнаженным.
Корпус часов украшен восхитительной изумрудно-зеленой эмалью и алмазами в обрамлении резных золоченых листьев. Оборотная сторона верхней крышки, заполненная белой эмалью, привлекает внимание узором из ярких разноцветных эмалевых цветов. Детали механизма декорированы растительным орнаментом, глухая серебряная пластина сплошь покрыта типичным восточным узором из мелких цветков на тонких стебельках по черневому фону. Личина представляет собой изящный цветочный узор.