Карманные часы
в виде книги
Германия, XVI в.
Медные сплавы, сталь, мастика (?); литье резьба, золочение.
В собрании Музея представлены часы в виде книги, каждую из "страниц" которой можно перевернуть, любуясь изображенными на них фигурами и орнаментом, деталями механизма.
Характер гравировки и стиль надписей на циферблате свидетельствуют о том, что они были изготовлены в Германии во второй половине XVI в.
Часы украшены резным орнаментом и фигурами. На внешней стороне верхней крышки представлен бог торговли Меркурий с кадуцеем, на внутренней — фигура в античных одеждах со связанными руками и ногами и кольцом в руках. Предположительно, это самосский тиран Поликрат со своим легендарным перстнем, о котором писал Геродот. На нижней крышке с наружной стороны дано профильное изображение аллегорической фигуры Правосудия, с мечом и весами в руках, а с внутренней — сцена Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.
Мастер — автор резного декора корпуса часов — несомненно пользовался графическими источниками. Так, фигура Меркурий выполнена по гравюре из серии гравюр, созданной в 1528 г. немецким ренессансным мастером Георгом Пенцем (или Йоргом Бенсом — на работах встречаются два варианта его подписи). Гравировка на часах-книге из кремлевского собрания отличается качеством исполнения, особенно принимая во внимание миниатюрность створки часов. Фигура Меркурия очень близка оригиналу на гравюре и передана с минимальным упрощением образа.
Серия гравюр Георга Пенца — типичный ренессансный опус, посвященный божествам планет (покровителям семи дням недели) — часто служила источником вдохновения для мастеров часового дела во второй половине XVI—XVII вв. Ю. Н. Звездина отмечает: "гравюры, наиболее соответствующие требованиям декоративного оформления какого-либо изделия, использовались на протяжении многих десятилетий, а то и более столетия. Выполненные в стиле предшествующей эпохи/…/композиции свободно воспроизводились в произведениях, принадлежащих более поздним стилям — маньеризму и барокко".
Сочетание в программе художественного убранства часов сцены "Распятия", античного сюжета, аллегорической фигуры Правосудия и божества планеты Меркурий кажется необычным и загадочным. В ходе "прочтения" этой золоченой "книги" мы можем рассуждать о скором свершении правого суда, проявлении Божьей воли; фигура предполагаемого Поликрата может восприниматься как символ неизбежности воздаяния или неумолимости судьбы; богиня правосудия может ассоциироваться с надеждой на справедливость хода бытия — и в какой-то мере перекликаться с назначением часового механизма, который в идеале также должен работать размеренно и точно.