Часы-подвеска в виде черепа
Страсбург, XVII в.
Мастер Даниэль Хабрехт.
Серебро, сталь, мастика (?); литье, резьба, золочение.
Образ черепа, как символ смерти и быстротечности жизни, занимает особое место в часах XVI—XVII вв. так же, как и в литературе и изобразительном искусстве того времени. Размышления на тему бренности человеческого бытия и надежды на последующее воскресение, широко распространенные в период маньеризма и барокко, нашли свое воплощение и в часовом деле. Вплоть до того, что мастера начали создавать часы-подвески в виде черепа.
Одно из таких изделий хранится в Музеях Московского Кремля. Это часы работы страсбургского мастера Даниэля Хабрехта, с гравированной надписью: Daniel Habrecht Strasburg.
Часы, корпус которых выполнен в виде довольно натурального черепа, лишены дополнительных изображений или надписей.
Открываясь с одной стороны, они показывают циферблат, украшенный тонкой золоченой каемкой, с другой — обнажают механизм часов. Это характерно для старинных карманных часов, в которых детали механизма так же служили декоративным целям: их наделяли собственной художественной выразительностью, выполняли в форе изогнутых стебельков, украшенных резными листьями, цветами.
В часах в виде черепа эти детали образуют контраст с пугающей внешней формой часов, тем более что череп изготовлен из белого серебра, а механизм ярко вызолочен. В этом, по мнению Ю. Н. Звездиной, проявляется символическое противопоставление смерти (корпус часов в виде черепа) и жизни (теплый цвет деталей; движение, создаваемое механизмом).