часы-автомат "Турок на коне"
Германия, конец XVI в.
Медные сплавы, сталь; литье, чеканка, резьба, чернь, эмаль, золочение.
Эти золоченые бронзовые часы-автомат с фигурой восточного всадника-охотника на постаменте также выполнены в Аугсбурге не позднее начала XVII в. Высотой чуть менее полметра, тяжелые, искусно украшенные ­- эти часы больше похожи на камерную скульптуру. На подножии часов помещены два небольших циферблата с арабскими и римскими цифрами. Фигуры всадника, лошади и сопровождающей его собаки двигаются совместно: при срабатывании механизма всадник поводит глазами и взмахивает рукой с зажатым в ней кинжалом, лошадь вращает глазами, собака спешит за хозяином.
Декор часов, выполненных мастерами ведущего европейского центра ювелирного дела, отличается особой пластичностью форм и орнамента, тщательной проработкой поверхности каждой детали — одежды всадника, упряжи коня, верхней части постамента, украшенную узором из трав и фигурками мелких животных. Многие мастера XVI—XVII вв. стремились передать в своих произведениях красоту окружающего мира, уделяя внимания мельчайшим его проявлениям, с увлечением изображая камешки, травинки, насекомых, зверьков. Подобный детализированный натуралистичный декор широко использовался в декоративно-прикладном искусстве.
Высокий постамент часов с боков декорирован плодовыми гирляндами — излюбленный мотив у мастеров барокко —, и четырьмя крупными картушами с лесными пейзажами, вторящими теме охоты.