Данциг, XVII в.
Мастер Симон Гюнтер.
Медные сплавы, сталь, дерево, стекло; литье, резьба, токарные работы, золочение.
В европейской традиции часы служили не только символом бренности, но и атрибутом аллегорической фигуры Умеренности: ход механизма часов точен и размерен. В изобразительном искусстве XVII в., в период наивысшего расцвета эмблематики и увлечения аллегориями, часы могли поддерживать образ Правителя как вневременной символ, отвечающий категориям порядка и меры, для прославления Правителя и времени его правления.
В собрании Музеев Московского Кремля есть часы, представляющие правителя в окружении семи слуг. Они изготовлены гданьскими мастерами в виде четырехгранной башни, увенчанной высокой ротондой с открытой колоннадой. Фигурки правителя и его слуг представлены за колоннами в восточных одеждах, при этом двигаться могла только фигурка правителя, а обращенные к ней слуги закреплены неподвижно.
В декоре их корпуса обращает на себя внимание сочетание различных техник и стилистических приемов: в трактовке литых фигур, массивных колонн, тонкой проработке гравировки купола ротонды.
На куполе ротонды, под широко раскинувшимися небесами с облаками и стайками птиц, запечатлены морские просторы с кораблем и челном под парусом на волнах, Нептуном с трезубцем в руке и наядами, одна из которых глядит на себя в зеркало. Довольно причудливое сочетание образов составляют особую выразительность памятника, к сожалению, искаженного временем: циферблат часов был заменен в XIX в.